Подбор документов:
Название документа:
Дата принятия
с
 
по    
Тема документа:
Суд:

Главная >> Оборона >> Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.06.2006 по делу N А17-2890-2896/10-2005 Оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечения памяти ветеранов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов военной службы, производится военными комиссариатами субъектов РФ по месту погребения или учета погибших (умерших) за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение. Обязанность по возмещению указанных расходов возложена на Министерство обороны РФ.
2006-06-08

2 Аппеляционный суд

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.06.2006 по делу N А17-2890-2896/10-2005 Оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечения памяти ветеранов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов военной службы, производится военными комиссариатами субъектов РФ по месту погребения или учета погибших (умерших) за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение. Обязанность по возмещению указанных расходов возложена на Министерство обороны РФ.


ПОСТАНОВЛЕНИЕ по проверке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу от 8 июня 2006 г. Дело N А17-2890-2896/10-2005 (извлечение) Второй арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи У., судей С., Ч., при ведении протокола судебного заседания судьей У., при участии: от истца - директор Г., от ответчиков - М., по доверенностям N 2418 от 12.01.2006 и от 05.12.2005, - рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - областного военного комиссариата - на решение по делу N А17-2890-2896/10-2005 от 22 февраля 2006 года Арбитражного суда Ивановской области, вынесенное судьей А., по иску муниципального унитарного предприятия "Р." к областному военному комиссариату, Министерству обороны Российской Федерации, третье лицо - закрытое акционерное общество "В.", о взыскании стоимости выполненных работ по изготовлению и установке надгробных памятников ветеранам в сумме 666545 рублей 10 копеек, УСТАНОВИЛ: муниципальное унитарное предприятие "Р." (далее - МУП "Р.") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с исками к областному военному комиссариату (далее - Комиссариат) о возмещении расходов по изготовлению и установке надгробных памятников ветеранам, участникам боевых действий в суммах 119977 руб. 30 коп., 111848 руб. 70 коп., 119861 руб. 30 коп., 91846 руб. 20 коп., 103574 руб. 40 коп., 119915 руб. 20 коп., 103880 рублей. Исковые заявления МУП "Р." приняты к производству и определением Арбитражного суда Ивановской области от 28.11.2005 соединены в одно производство для совместного рассмотрения. Определением суда первой инстанции от 28.11.2005 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в отношении предмета спора, - закрытое акционерное общество "В." (далее - ЗАО "В."). В судебном заседании истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчиков 666545 рублей 10 копеек, что составляет стоимость выполненных МУП "Р." работ по изготовлению 66 памятников и установке 4 надгробных памятников, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат оплате (возмещению) военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации. Требования истца основаны на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации "О погребении и похоронном деле", Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах", Федерального закона "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", постановления Правительства N 721 от 01.10.2002 "О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства РФ по вопросам погребения погибших (умерших) военнослужащих и приравненных к ним лиц". Решением Арбитражного суда Ивановской области от 22 февраля 2006 года исковые требования МУП "Р." удовлетворены, с Министерства обороны Российской Федерации, областного военного комиссариата в пользу МУП "Р." взысканы стоимость выполненных работ по изготовлению и установке надгробных памятников в размере 666545 рублей 10 копеек и расходы на оплату услуг представителя в сумме 60500 рублей. При этом суд первой инстанции исходил из того, что факт изготовления истцом 66 и установки 4 надгробных памятников умершим участникам и инвалидам Великой Отечественной войны за счет собственных средств и сил и соответствие этих памятников установленным качественным параметрам и нормам расхода ответчиками не оспаривается. МУП "Р." при оказании услуг по изготовлению и установке надгробных памятников не получало денежные средства от заказчиков, которые, в свою очередь, также не получали компенсацию за счет средств федерального бюджета. В связи с чем судом первой инстанции сделан вывод, что с учетом норм действующего законодательства расходы истца по изготовлению и установке надгробных памятников составляют 666545 рублей 10 копеек и подлежат возмещению ответчиками в установленном порядке. Оценив расходы на оплату услуг представителя с учетом конкретных обстоятельств, объема и характера оказанных представителем услуг, сложности дела и цены иска, суд первой инстанции счел их разумными и подлежащими взысканию с ответчика в пользу истца в сумме 60500 рублей. Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комиссариат обратился с апелляционной жалобой во Второй арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области от 22 февраля 2006 года по делу N А17-2890-2896/10-2005 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании с Комиссариата и Минобороны РФ 666545 руб. 10 коп. и 60500 руб. оплаты услуг представителя. Заявитель полагает, что суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; судом неправильно применены нормы материального права. Комиссариат указывает, что в соответствии с нормами действующего законодательства возмещение стоимости изготовления и установки памятников производится родственнику либо лицу, взявшему на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), оплатившему стоимость изготовления и установки надгробного памятника. При этом единственной организацией, которая вправе осуществлять изготовление и установку памятников и которой может быть осуществлена оплата, является ЗАО "В.". В связи с отсутствием договорных отношений между МУП "Р." и Комиссариатом, заявитель полагает, что исковые требования удовлетворены необоснованно. Заявитель жалобы считает, что сделки по уступке права требования по реализации установленной законом социальной гарантии между родственниками умерших и истцом не соответствуют пункту 2 статьи 388 Гражданского кодекса Российской Федерации и являются ничтожными сделками в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ответчик возражает против взыскания судебных расходов по оплате услуг представителя, поскольку не указан конкретный перечень и объем выполненных услуг, отсутствуют качественные и суммовые показатели по конкретным видам работ. Истец в отзыве на апелляционную жалобу считает вынесенное решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комиссариата - без удовлетворения. Ответчик - Министерство обороны РФ и третье лицо - ЗАО "В." - в отзывах на апелляционную жалобу поддерживают доводы апелляционной жалобы, просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Считают решение суда противоречащим требованиям действующего законодательства. Законность решения Арбитражного суда Ивановской области от 22 февраля 2006 года по делу N А17-2890-2896/10-2005 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель апелляционной жалобы поддержал доводы жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить. Истец с доводами жалобы не согласен, просит решение оставить в силе. Исследовав представленные доказательства и заслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего. Из объяснений участников процесса и материалов дела следует, что МУП "Р." является специализированной службой по вопросам похоронного дела. В феврале - мае 2005 года МУП "Р." по заказам (заявлениям) родственников умерших (погибших) граждан изготовило 66 надгробных памятников. Изготовление и установка надгробных памятников производились истцом на основании договоров, заключаемых с родственниками умерших (заказчиками), взявшими на себя обязанность по оформлению заказа на изготовление памятников для умерших, имеющих право на льготы. По условиям договоров МУП "Р." (исполнитель) обязалось изготовить, доставить и установить надгробные памятники умершим (п. 1.1 договоров), а родственники умерших (заказчики) доверяли исполнителю получение компенсации денежных расходов, связанных с изготовлением, доставкой, установкой надгробного памятника (п. 2.2.3 договоров). МУП "Р." представило в Комиссариат к оплате документы на 66 изготовленных надгробных памятников, заявления граждан (родственников умерших) на возмещение расходов на изготовление и установку памятников, договоры, квитанции формы БО-13 (01), свидетельства о смерти, справки о захоронениях, удостоверения, свидетельства о праве на льготы, акты приема-сдачи выполненных работ. Указанные документы возвращены Комиссариатом истцу, а подлинники документов - родственникам умерших без оплаты, ссылаясь на указания Генерального штаба ВС РФ и Главного финансово-экономического управления Минобороны РФ, согласно которым Комиссариат имеет право возмещать расходы, связанные с изготовлением памятников, только организации, заключившей договор с Минобороны РФ (в области это филиал ЗАО "В."), либо родственникам умерших. Исходя из позиций участников процесса, анализируя и оценивая исследованные доказательства в их совокупности, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. В соответствии со статьей 24 Федерального закона "О ветеранах", статьей 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пунктом 5 статьи 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" увековечение памяти погибших при защите Отечества является обязанностью государства. Погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Минобороны РФ, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы. В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, либо супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители умершего, а также иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо специализированная служба по вопросам похоронного дела. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 N 721) установлены нормы расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим. При этом на Минобороны РФ возложена обязанность определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечивания памяти погибших (умерших) граждан, порядок погребения и оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников. Министерству финансов Российской Федерации поручено предусматривать ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год ассигнования федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, на расходы, связанные с реализацией данного постановления. Во исполнение указанного выше постановления приказом Минобороны РФ от 05.11.2000 N 500 (в редакции приказа от 22.12.2002 N 490) утверждена Инструкция о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников. В обязанность военных комиссариатов субъектов РФ вменено обеспечение своевременного оформления заказов на изготовление и установку надгробных памятников, а Генеральному штабу Вооруженных Сил РФ поручено установить порядок ведения оперативного учета погибших (умерших) военнослужащих и представления документов для оформления заказов на изготовление и установку надгробных памятников в организацию, с которой Министерством обороны РФ заключен договор на оказание таких услуг. Согласно п. 41 Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечивания памяти граждан, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей Инструкции, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение. Для производства оплаты заявителям в военный комиссариат должны быть представлены следующие документы: - заявление на имя военного комиссара; - счета или другие документы, подтверждающие оплату выполненных работ, либо договор (заказ), заключенный с предприятием либо организацией на изготовление и установку надгробного памятника; - свидетельство о смерти; - удостоверение участника войны либо удостоверение инвалида, свидетельство о праве на льготы и т.п. Ранее оплата расходов, понесенных специализированными организациями (в том числе МУП "Р.") на изготовление и установку надгробных памятников, производилась Комиссариатом на основании представляемых этими организациями документов, предусмотренных п. 41 Инструкции. Директивой Генерального штаба ВС РФ N 314/8/1500 от 12.06.2002 было предписано, что все заказы на изготовление и установку надгробных памятников должны осуществляться через ЗАО "В." и его структурные подразделения, с которым 03.06.2002 по результатам конкурса заключен договор на осуществление указанной деятельности. Указаниями Генерального штаба ВС РФ N 315/11/420 от 27.01.2003 утвержден Порядок ведения оперативного учета погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, участников войны, ветеранов военной службы и боевых действий и представления документов для оформления заказов на изготовление и установку надгробных памятников. Пунктом 3 указанного Порядка на военные комиссариаты муниципальных образований возложен оперативный учет погибших (умерших) участников, инвалидов войны и ветеранов военной службы и представление сведений и соответствующих документов в военкоматы субъектов Российской Федерации. Военкоматы субъектов Российской Федерации на основании полученных сведений и документов составляют обобщенный список-заказ на погибших (умерших) граждан, которым изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники за счет средств Минобороны РФ и представляют его в организацию, осуществляющую работы в соответствии с заключенным с Минобороны РФ договором на изготовление и установку надгробных памятников. По получении от указанной выше организации согласованного списка-заказа и квитанции по форме "БО-13 (01) ритуал" военкомат производит оплату услуг через учреждения Сбербанка России. Директивой Главного финансово-экономического управления Минобороны РФ от 10.07.2003 N 180/4/4-1066 предусмотрено, что право на заключение от имени Минобороны РФ договоров с организациями на оказание услуг по изготовлению и установке памятников предоставлено начальнику Генерального штаба. Решение о возмещении родственнику либо лицу, взявшему на себя обязанности по увековечиванию памяти погибшего (умершего) и оплатившему стоимость изготовления надгробного памятника (в пределах установленных норм), принимается военным комиссаром субъекта Российской Федерации. Анализируя перечисленные выше нормативные правовые акты, апелляционный суд пришел к следующим выводам. Исходя из анализа норм действующего законодательства, исследуя представленные сторонами доказательства, апелляционным судом установлено, что деятельность хозяйствующих субъектов по изготовлению и установке надгробных памятников умершим (погибшим) военнослужащим и приравненным к ним лицам осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федеральным законом N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах", Законом Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 721 "О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства РФ по вопросам погребения погибших (умерших) военнослужащих и приравненных к ним лиц". Из указанных Законов следует, что погребение умершего в Российской Федерации осуществляется в соответствии с волеизъявлением умершего лицами, указанными в волеизъявлении, а если в волеизъявлении отсутствует указание таких лиц, то родственниками умершего. В случае отсутствия родственников или их мотивированного отказа от осуществления погребения умершего, оно может быть осуществлено лицом, добровольно взявшим на себя такую обязанность (в том числе Министерством обороны Российской Федерации), либо специализированной службой по вопросам похоронного дела. Применительно к рассматриваемой ситуации, возмещение (оплата) расходов по изготовлению памятников военнослужащим, а также ветеранам Великой Отечественной войны осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны, в пределах норм, установленных Правительством РФ, при условии документального подтверждения расходов, то есть лица, полагающие увековечить память умерших (погибших) военнослужащих посредством надгробия, вправе выступить заказчиками работ (услуг) по его изготовлению и установке. Согласно Федеральному закону "О погребении и похоронном деле" обязанность по возмещению расходов на изготовление и установку надгробных памятников возложена на Минобороны РФ. Данная обязанность является государственной гарантией лицам, взявшим на себя увековечивание памяти умерших. Согласно статье 10 вышеназванного Закона погребение может быть осуществлено за счет средств супруга, близких родственников и иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего. В этом случае указанные лица вправе обратиться к любому хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на рынке ритуальных услуг, за оказанием услуг (выполнением работ), связанных с погребением умершего. Статьей 11 Закона регламентирован порядок оплаты расходов, связанных с погребением умершего военнослужащего. Оплата этих расходов (оформление документов, необходимых для погребения умершего, перевозка тела, услуги морга, предоставление гроба, урны, венка, перевозка тела к месту погребения) производится за счет средств Министерства обороны России. Лицо, взявшее на себя обязанность по захоронению умершего, вступает с хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по захоронению на коммерческой основе, в гражданско-правовые отношения. Кроме того, Закон "О погребении и похоронном деле" регулирует не только отношения, связанные с погребением умерших, но и устанавливает определенные гарантии по возмещению расходов, возлагая эту обязанность на Министерство обороны РФ. При этом исходя из смысла Закона, правом на возмещение расходов на изготовление и установку памятников обладают как физические, так и юридические лица, понесшие указанные расходы. В данном случае захоронение, изготовление и установка памятников умершим (погибшим) ветеранам произведены МУП "Р." за счет собственных средств. Позиция ответчиков и третьего лица относительно того, что в соответствии с подзаконными нормами, введенными Минобороны РФ, право на оплату расходов по изготовлению и установке памятников имеют лишь физические лица, а также избранные по конкурсу специализированные организации, выступающие заказчиками услуг и оплатившие указанные услуги, не соответствует положениям Конституции Российской Федерации и Федерального закона "О погребении и похоронном деле". Апелляционный суд не соглашается с вышеуказанными доводами ответчиков и третьего лица по следующим основаниям. Статья 6 Закона "О погребении и похоронном деле" прямо устанавливает круг лиц, являющихся исполнителями волеизъявления умершего, в том числе и специализированные службы по вопросам похоронного дела. Принятые подзаконные акты Министерства обороны России не могут противоречить требованиям Федерального закона "О погребении и похоронном деле", которым определен круг лиц, которым производится возмещение понесенных расходов по изготовлению и установке надгробных памятников. Истец, являясь специализированной службой по вопросам похоронного дела, понес соответствующие расходы, которые по своей сущности являются убытками в виде прямого ущерба, который в силу требований статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит возмещению. Следовательно, издание Минобороны РФ норм, противоречащих положениям федерального законодательства, в соответствии с которыми введены ограничения по кругу лиц, которым возмещаются расходы на изготовление и установку надгробных памятников, не допустимо, поэтому такие акты применению не подлежат. С учетом указанных выше обстоятельств ссылки ответчиков на исполнение ими нормативных правовых актов Минобороны РФ и Генерального штаба ВС РФ, регулирующих порядок оплаты услуг по изготовлению и установке надгробных памятников, а также на отсутствие договорных отношений с истцом и наличие договора с ЗАО "В." нельзя признать обоснованными. Истец в установленном порядке представил ответчику (Комиссариату) необходимые документы, предусмотренные п. 41 Инструкции и позволяющие последнему принять решение об оплате фактически понесенных истцом расходов. Таким образом, доводы ответчиков были учтены судом первой инстанции при вынесении судебного акта. Из материалов дела следует, что МУП "Р." при оказании услуг по изготовлению и установке надгробных памятников не получало денежные средства от заказчиков, которые, в свою очередь, также не получали компенсацию за счет средств федерального бюджета. Сумма понесенных расходов подтверждена, что не оспаривалось заявителем в ходе рассмотрения апелляционной жалобы. Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что расходы истца по изготовлению и установке надгробных памятников в сумме 666545 рублей 10 копеек подлежат возмещению Комиссариатом за счет средств Минобороны РФ в установленном порядке. Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя апелляционной жалобы о неправомерности взыскания расходов на оплату услуг представителя на основании следующего. В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь. В соответствии с пунктом 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. Судом первой инстанции расходы истца на оплату услуг представителя в сумме 60500 рублей определены разумными с учетом конкретных обстоятельств (отсутствием в штате истца юриста), объема и характера оказанных представителем услуг, сложности дела и цены иска. Указанный вывод суда первой инстанции не противоречит нормам процессуального права. С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, сделанные в решении выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Ивановской области от 22 февраля 2006 года по делу N А17-2890-2896/10-2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев.