Подбор документов:
Название документа:
Дата принятия
с
 
по    
Тема документа:
Суд:

Главная >> Оборона >> Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.08.2006 по делу N А17-3098/10-3107/10-2005 Оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечения памяти ветеранов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов военной службы, производится военными комиссариатами субъектов РФ по месту погребения или учета погибших (умерших) за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение. Обязанность по возмещению указанных расходов возложена на Министерство обороны РФ.
2006-08-25

2 Аппеляционный суд

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.08.2006 по делу N А17-3098/10-3107/10-2005 Оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечения памяти ветеранов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов военной службы, производится военными комиссариатами субъектов РФ по месту погребения или учета погибших (умерших) за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение. Обязанность по возмещению указанных расходов возложена на Министерство обороны РФ.


ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 августа 2006 г. по делу N А17-3098/10-3107/10-2005 (извлечение) Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2006 года. Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2006 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судей при ведении протокола судебного заседания председательствующим при участии следующих представителей сторон: от истца: У., от ответчиков: не явились, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Военного комиссариата области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 21 апреля 2006 года по делу N А17-3098/10-3107/10-2005, принятое судом в составе судьи, по иску МУП комбината специализированного обслуживания населения "Р." к Военному комиссариату области, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании стоимости выполненных работ по изготовлению и установке надгробных памятников ветеранам, в размере 1062390 руб. 90 коп. установил: Муниципальное унитарное предприятие комбината специализированного обслуживания населения "Р." (далее по тексту постановления - "МУП "Р.", Истец") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с исками к Военному комиссариату области (далее по тексту постановления - "Военный комиссариат") о взыскании стоимости выполненных работ по изготовлению и установке надгробных памятников ветеранам, участникам боевых действий. Определением суда первой инстанции от 12 января 2006 года (том 4, л.д. 2 - 4) дела по указанным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения. Общая сумма исковых требований истца составила 1062390 руб. 90 коп. В качестве второго ответчика к участию в деле привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее по тексту постановления - "Минобороны РФ"). До принятия решения по делу истец, в порядке ст. 49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований до 919204 руб. 90 коп. Решением Арбитражного суда Ивановской области от 21 апреля 2006 года (том 4, л.д. 247 - 254) уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме. С ответчиков в пользу истца за счет средств федерального бюджета взыскано 919204 руб. 90 коп. стоимости выполненных работ и 71 500 руб. расходов на оплату услуг представителя. При вынесении указанного решения, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что исковые требования МУП "Р." соответствуют требованиям Федеральных законов "О ветеранах", "О статусе военнослужащих", "О погребении и похоронном деле" и заявлены обоснованно, доводы истца подтверждены представленными в материалы дела доказательствами. Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Военный комиссариат обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе истцу в удовлетворении заявленных исковых требований. По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Минобороны РФ в отзыве на апелляционную жалобу доводы и требования заявителя поддерживает в полном объеме. Истец в отзыве на апелляционную жалобу считает оспариваемое заявителем решение законным, а доводы и требования жалобы не обоснованными. Просит решение от 21 апреля 2006 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Явку своих представителей в судебное заседание ответчики не обеспечили, о времени и месте судебного заседания, согласно почтовым уведомлениям, извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 1 статьи 266, частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие представителей ответчиков. Законность решения Арбитражного суда Ивановской области от 21 апреля 2006 года по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и заслушав представителя истца арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения оспариваемого ответчиком решения. Из материалов дела установлено следующее. МУП "Р.", являясь специализированной службой по вопросам похоронного дела, в период с апреля по июль 2005 года по заказам (заявлениям) родственников умерших (погибших) граждан изготовило 92 надгробных памятника. Изготовление и установка надгробных памятников производились истцом на основании договоров, заключаемых с родственниками умерших (заказчиками), взявшими на себя обязанность по оформлению заказа на изготовление памятников для умерших, имеющих право на льготы. По условиям договоров МУП "Р." (исполнитель) обязалось изготовить, доставить (установить) надгробные памятники умершим (погибшим) ветеранам, участникам войны, а родственники умерших (заказчики) доверяли истцу получение компенсации денежных расходов, связанных с изготовлением, доставкой, установкой надгробного памятника (п. п. 1.1, 2.6 договоров). В период с 21 июня по 28 июля 2005 года истец представил в Военный комиссариат к оплате документы на 92 изготовленных надгробных памятника, заявления граждан (родственников умерших) на возмещение расходов на изготовление и установку памятников, договоры, квитанции формы БО-13(01), свидетельства о смерти, справки о захоронениях, удостоверения, свидетельства о праве на льготы. Указанные документы были приняты к оплате и проверены Военкоматом, после чего подлинники возвращены родственникам умерших с отметкой об оплате расходов. Однако расходы МУП "Р." по изготовлению и установке памятников остались не возмещенными. Исходя из позиций участников процесса, анализируя и оценивая исследованные доказательства в их совокупности, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. В соответствии со статьей 24 Федерального закона "О ветеранах", статьей 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пунктом 5 статьи 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" увековечение памяти погибших при защите Отечества является обязанностью государства. Погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с изготовлением и установкой надгробия возмещаются за счет средств Минобороны РФ, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы. В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, либо супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители умершего, а также иные лица, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо специализированная служба по вопросам похоронного дела. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 1994 года N 460 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01 октября 2002 года N 721) установлены нормы расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим. При этом на Минобороны РФ возложена обязанность определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечивания памяти погибших (умерших) граждан, порядок погребения и оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников. Министерству финансов Российской Федерации поручено предусматривать ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год ассигнования федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, на расходы, связанные с реализацией данного Постановления. Во исполнение указанного выше Постановления приказом Минобороны РФ от 05 ноября 2000 года N 500 (в редакции приказа от 22 декабря 2002 года N 490) утверждена Инструкция о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников. В обязанность военных комиссариатов субъектов РФ вменено обеспечение своевременного оформления заказов на изготовление и установку надгробных памятников, а Генеральному штабу Вооруженных Сил РФ поручено установить порядок ведения оперативного учета погибших (умерших) военнослужащих и представления документов для оформления заказов на изготовление и установку надгробных памятников в организацию, с которой Министерством обороны РФ заключен договор на оказание таких услуг. Согласно п. 41 Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечивания памяти граждан, указанных в пунктах 2 и 3 этой Инструкции, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение. Для производства оплаты заявителям в военный комиссариат должны быть представлены следующие документы: - заявление на имя военного комиссара; - счета или другие документы, подтверждающие оплату выполненных работ, либо договор (заказ), заключенный с предприятием либо организацией на изготовление и установку надгробного памятника, - свидетельство о смерти, - удостоверение участника войны либо удостоверение инвалида, свидетельство о праве на льготы и т.п. Ранее оплата расходов, понесенных специализированными организациями (в том числе МУП "Р.") на изготовление и установку надгробных памятников, производилась Военкоматом на основании представляемых этими организациями документов, предусмотренных п. 41 Инструкции о порядке погребения погибших военнослужащих. Директивой Генерального штаба ВС РФ N 314\8\1500 от 12 июня 2002 года было предписано, что все заказы на изготовление и установку надгробных памятников должны осуществляться через ЗАО "В." и его структурные подразделения, с которым 03 июня 2002 года по результатам конкурса заключен договор на осуществление указанной деятельности. Указаниями Генерального штаба ВС РФ N 315\11\420 от 27 января 2003 года утвержден Порядок ведения оперативного учета погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, участников войны, ветеранов военной службы и боевых действий и представления документов для оформления заказов на изготовление и установку надгробных памятников. Пунктом 3 указанного Порядка на военные комиссариаты муниципальных образований возложен оперативный учет погибших (умерших) участников, инвалидов войны и ветеранов военной службы и представление сведений и соответствующих документов в военкоматы субъектов Российской Федерации. Военкоматы субъектов Российской Федерации на основании полученных сведений и документов составляют обобщенный список-заказ на погибших (умерших) граждан, которым изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники за счет средств Минобороны РФ и представляют его в организацию, осуществляющую работы в соответствии с заключенным с Минобороны РФ договором на изготовление и установку надгробных памятников. По получении от указанной выше организации согласованного списка-заказа и квитанции по форме "БО-13(01) ритуал" военкомат производит оплату услуг через учреждения Сбербанка России. Директивой Главного финансово-экономического управления Минобороны РФ от 10 июля 2003 N 180\4\4-1066 предусмотрено, что право на заключение от имени Минобороны РФ договоров с организациями на оказание услуг по изготовлению и установке памятников предоставлено начальнику Генерального штаба. Решение о возмещении родственнику либо лицу, взявшему на себя обязанности по увековечиванию памяти погибшего (умершего) и оплатившему стоимость изготовления надгробного памятника (в пределах установленных норм), принимается военным комиссаром субъекта Российской Федерации. Проанализировав перечисленные выше акты, апелляционный суд пришел к следующим выводам. Исходя из анализа норм действующего законодательства, исследуя представленные сторонами доказательства, апелляционным судом установлено, что деятельность хозяйствующих субъектов по изготовлению и установке надгробных памятников умершим (погибшим) военнослужащим и приравненным к ним лицам осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федеральным законом N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах", Законом Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", Постановлением Правительства РФ от 01 октября 2002 года N 721 "О внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства РФ по вопросам погребения погибших (умерших) военнослужащих и приравненных к ним лиц". Из указанных Законов следует, что погребение умершего в Российской Федерации осуществляется в соответствии с волеизъявлением умершего лицами, указанными в волеизъявлении, а если в волеизъявлении отсутствует указание таких лиц, то родственниками умершего. В случае отсутствия родственников или их мотивированного отказа от осуществления погребения умершего, оно может быть осуществлено лицом, добровольно взявшим на себя такую обязанность (в том числе Министерством обороны Российской Федерации), либо специализированной службой по вопросам похоронного дела. Применительно к рассматриваемой ситуации, возмещение (оплата) расходов по изготовлению памятников военнослужащим, а также ветеранам Великой Отечественной войны, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны, в пределах норм, установленных Правительством РФ, при условии документального подтверждения расходов, то есть лица, желающие увековечить память умерших (погибших) военнослужащих посредством надгробия, вправе выступить заказчиком работ (услуг) по его изготовлению и установке. Согласно Федеральному закону "О погребении и похоронном деле" обязанность по возмещению расходов на изготовление и установку надгробных памятников возложена на Минобороны РФ. Данная обязанность является государственной гарантией лицам, взявшим на себя увековечивание памяти умерших. Согласно статье 10 вышеназванного Закона, погребение может быть осуществлено за счет средств супруга, близких родственников и иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего. В этом случае, указанные лица вправе обратиться к любому хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на рынке ритуальных услуг за оказанием услуг (выполнением работ), связанных с погребением умершего. Статьей 11 Закона регламентирован порядок оплаты расходов, связанных с погребением умершего военнослужащего. Оплата этих расходов (оформление документов, необходимых для погребения умершего, перевозка тела, услуги морга, предоставление гроба, урны, венка, перевозка тела к месту погребения) производится за счет средств Министерства обороны России. Лицо, взявшее на себя обязанность по захоронению умершего, вступает с хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по захоронению на коммерческой основе, то есть, в гражданско-правовые отношения. Кроме того, Закон "О погребении и похоронном деле" регулирует не только отношения, связанные с погребением умерших, но и устанавливает определенные гарантии по возмещению расходов, возлагая эту обязанность на Министерство обороны РФ. При этом, исходя из смысла Закона, правом на возмещение расходов на изготовление и установку памятников обладают как физические, так и юридические лица, понесшие указанные расходы. В данном случае захоронение, изготовление и установка памятников умершим (погибшим) ветеранам произведены МУП "Р." за счет собственных средств. Доводы заявителя относительно того, что право на оплату расходов по изготовлению и установке памятников имеют лишь физические лица, а также избранные по конкурсу специализированные организации, выступающие заказчиками услуг и оплатившие указанные услуги (п. п. 3, 4 жалобы), не соответствует положениям Конституции Российской Федерации и Федерального закона "О погребении и похоронном деле". Статья 6 Закона "О погребении и похоронном деле" прямо устанавливает круг лиц, являющихся исполнителями волеизъявления умершего, в том числе и специализированные службы по вопросам похоронного дела. Принятые подзаконные акты Министерства обороны России не могут противоречить требованиям Федерального закона "О погребении и похоронном деле", которым определен круг лиц, которым производится возмещение понесенных расходов по изготовлению и установке надгробных памятников. Истец, являясь специализированной службой по вопросам похоронного дела, понес соответствующие расходы, которые по своей сущности являются убытками в виде прямого ущерба, который в силу требований статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит возмещению. Следовательно, издание Минобороны РФ норм, противоречащих положениям федерального законодательства, в соответствии с которыми введены ограничения по кругу лиц, которым возмещаются расходы на изготовление и установку надгробных памятников, не допустимо, поэтому такие акты применению не подлежат. С учетом указанных выше обстоятельств, ссылки заявителя на исполнение им нормативных правовых актов Минобороны РФ и Генерального штаба ВС РФ, регулирующих порядок оплаты услуг по изготовлению и установке надгробных памятников, а также на отсутствие договорных отношений с истцом и наличие договора с ЗАО "В." нельзя признать обоснованными. Истец в установленном порядке представил заявителю необходимые документы, предусмотренные п. 41 Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих и позволяющие последнему принять решение об оплате фактически понесенных истцом расходов. Таким образом, доводы заявителя были учтены судом первой инстанции при вынесении оспариваемого судебного акта. Из материалов дела следует, что МУП "Р." при оказании услуг по изготовлению и установке надгробных памятников не получало денежные средства от заказчиков, которые в свою очередь также не получали компенсацию за счет средств федерального бюджета. Сумма понесенных истцом расходов подтверждена документально и заявителем жалобы не оспаривалась. Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, расходы истца по изготовлению и установке надгробных памятников в сумме 919204 руб. 90 коп. подлежат возмещению ответчиками в установленном порядке. Возражения заявителя жалобы по оплате услуг представителя судом апелляционной инстанции не могут быть признаны обоснованными. В статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. Затраты на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнесены к судебным издержкам. Доказательства, подтверждающие факт выплаты гонорара за оказание представительских услуг, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Заявитель должен доказать размер понесенных расходов и относимость их к конкретному судебному делу. Оказанные услуги представителем истца и понесенные МУП "Р." расходы при рассмотрении данного дела подтверждены соглашениями об оказании юридической помощи, актами выполненных работ, платежными поручениями на сумму 71500 руб. Исходя из реальности оказанной юридической помощи, с учетом объема документов, сложности дела, суд первой инстанции сделал правомерный вывод об обоснованности заявленного к взысканию размера судебных расходов. Доводы заявителя об отсутствии в материалах дела данных о конкретном перечне и объеме выполненных представителем истца работ не нашли своего подтверждения, поскольку такие данные содержатся в соглашениях об оказании юридической помощи и актах выполненных работ. При изложенных обстоятельствах, решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует нормам материального и процессуального права, сделанные в решении выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены или изменения оспариваемого ответчиком решения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено. От уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе заявитель жалобы освобожден. На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд постановил: решение Арбитражного суда Ивановской области от 21 апреля 2006 года по делу N А17-3098/10-3107/10-2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата области - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.